В современных дизельных моторах топливная форсунка является одной из самой технологичной и важной частью топливной системы. От ее правильной работы зависит основные параметры двигателя, такие как мощность и расход топлива. Основная причина выхода из строя дизельных форсунок является некачественное топливо и неправильная установка (монтаж) топливных форсунок. Но даже если форсунка установлена правильно со временем и количеством пробега автомобиля возникает необходимость замены медных уплотнительных огнеупорных шайб, с помощью которых герметизируется посадочный колодец установки дизельной форсунки.
Замену медных огнеупорных шайб необходимо производить не реже чем каждые 50000 километров . Если этого не делать под воздействием высокой температуры и вибрации медные шайбы могут деформироваться и прогореть, это приводит к разгерметизации цилиндра двигателя, прорыву выхлопных газов , потери компрессии в цилиндре, выбросу в колодец остатков горения топлива, что серьезно затрудняет в дальнейшем демонтаж дизельной форсунки. Так же пробой уплотнительной медной шайбы выхлопными газами может произойти из- за несоблюдения момента затяжки крепежных болтов форсунки, и поврежденной резьбы, требующей ремонта .
Для того, чтобы избежать всех этих неисправностей, необходима регламентная ( плановая) замена медных огнеупорных шайб. При этом в промежутках между регламентными заменами медных шайб желательно периодически проверять установленные дизельные форсунки на прорыв выхлопных газов. Сделать это совсем несложно: всего лишь надо снять защитный кожух с двигателя и налить в штатные места установки форсунок любой жидкости. Прорыв выхлопных газов из-под топливной дизельной форсунки сразу будет виден невооруженным взглядом. Для устранения данной проблемы, в первую очередь необходимо демонтировать, достать, снять, топливную дизельную форсунку. В том случае если демонтаж уже затруднен и отсутствует специальный инструмент, чтобы избежать повреждений форсунки, необходимо обратиться к специалистам, так как без спец. инструмента и необходимых знаний как правильно, произвести замену медной огнеупорной шайбы практически невозможно. Первые серьезные сложности возникают уже при демонтаже, снятии топливной форсунки. Достать форсунку без повреждений можно только специальными съёмниками.
После демонтажа дизельной форсунки может возникнуть проблема с извлечением медной шайбы. В некоторых случаях медная шайба застревает, закисает, прикипает, закоксовывается на дне колодца. Для извлечения медной шайбы опять необходим специальный инструмент. Ни в коем случае нельзя ковырять и разрубать застрявшую, закоревшую медную шайбу зубилом либо отверткой, это приведет к усугублению проблемы и подорожанию дальнейшего ремонта. После того как достали старую медную шайбу, необходимо почистить установочный колодец, восстановить его геометрию, устранить все неровности и возможные прогары и насечки блока цилиндров, особенно нижнюю посадочную плоскость. Это очень важный момент, так как на нее будет ложиться новая медная шайба. Если дизельная форсунка имеет ступенчатую форму обязательно почистить все уступы, чтобы топливная форсунка не повисла, прижавшись к медной огнеупорной шайбе. Сделать это качественно можно только специальной фрезой, полностью повторяющей форму конкретной дизельной форсунки.
После того как установочный колодец форсунки почищен, необходимо почистить и прогнать резьбу под крепежные прижимные болты и шпильки, после чего можно устанавливать медную уплотнительную огнеупорную шайбу нужной толщины и дизельную форсунку. Обязательно соблюдая момент затяжки крепежного болта установленного производителем, применяя динамометрический инструмент. Завести автомобиль, удостовериться в отсутствии подсекания выхлопных газов из-под медной уплотнительной огнеупорной шайбы.
Чаще всего все эти проблемы (прогар, прорыв, не герметичность) медных прокладок дизельных форсунок встречается в двигателях систем CDI , CRD, установленных в коммерческих автомобилях Мерседес Бенц Спринтер всех модификаций и моделей, да и в легковых моделях автомобилей Мерседес. Связано это с тем, что в данных двигателях один крепежный болт дизельной форсунки небольшого диаметра. Очень часто из-за несоблюдения момента затяжки крепежного болта повреждается резьба или крепежный болт ломается. Для восстановления, ремонта резьбы крепежного болта, необходимо установить переходную втулку. Сломанный крепежный болт необходимо вначале высверлить, достать, удалить, выкрутить, затем установить переходную втулку.
Достаточно распространенной проблемой вышеописанная ситуация становится на турбодизелях CDI автомобилей Mercedes. Поэтому владельцы таких автомобилей взяли за правило с периодичностью раз в 10 тысяч километров пробега снимать форсунки и менять огнеупорные медные шайбы и болты крепления форсунок. Стоимость работ по замене всех огнеупорных шайб в большинстве случаев меньше демонтажа одной проблемной форсунки. Поступать так рекомендуют и многие СТО в нашей стране.
Однако коксование посадочных отверстий форсунок не самое страшное последствие использования старых огнеупорных шайб. Мало кто знает, что они выполняют функцию отвода избытка тепла от распылителя форсунки и изнашиваясь теряют свою эффективность. Поэтому если шайба прогорела, то практически со стопроцентной уверенностью можно сказать, что и сам распылитель уже «синий» от перегрева. А дальше простая математика.